Здравствуйте, уважаемые посетители. Трезвучие, которое является основой для аккорда, может быть украшено дополнительными звуками они могут быть взяты прямо из гаммы, которая соответствует этому трезвучию, а еще могут быть альтерированными. Обычно к трезвучию добавляют шестую, седьмую, девятую, одинадцатую, тринадцатую ступени - они неизмененные (без знаков альтерации) и поэтому их называют диатоническими надстройками.
Но к трезвучию можно также добавить альтерированные ступени, о которых мы говорили ранее в статье посвященной альтерации. Так в случае использования альтерированных ступеней, мы можем к трезвучию добавит например пониженную девятую, повышенную или пониженную одинадцатую, а также пониженную седьмую ступени - это для минорного аккорда. В случае же мажора, альтерированными надстройками будут выступать уже одинадцатая повышенная, шестая пониженная, девятая повышенная или пониженная. Также иногда одинадцатую повышенную и шестую пониженную "обзывают" пятой повышенной или пятой пониженной ступенями, что по сути одно и тоже.
Также при использовании диатонических надстроек нужно помнить, что в случае как минорного так и мажорного трезвучий секста используется в обоих случаях большая, то есть если груба это шестая ступень из мажорной гаммы.
Помните также что в случае мажорного трезвучия при добавлении диатонической седьмой ступени из натуральной мажорной гаммы мы получим большой мажорный септаккорд или мэйдж. А чтобы получить из мажорного трезвучия, например доминантсептаккорд, нужно поменять ионийский лад (который соответствует натуральному мажору в котором и получился наш мэйдж), на миксолийдийский и тогда добавив диатоническую седьмую ступень у нас получится нужное нам созвучие.
Вот такие и бывают надстройки у трезвучий, с помощью них кстати мы можем "сглаживать" звучание наших гармоний, связывать аккорды путем сохранения какой-то связующей ноты или создавать хроматические последовательности.